Одна из самых классных штук, которые привносят в нашу жизнь путешествия, — это возможность узнать что-то новое про те вещи, которые давно кажутся привычными и знакомыми. В этой статье я расскажу вам кое-что совершенно поразительное о живописи в Древнем Египте.
Всем нам с детства хорошо знакома живопись древних египтян. Она хорошо узнаваема и запоминаема и сильно отличается от искусства других эпох и народов. Принято считать, что древнеегипетская живопись наивно примитивна — настолько, что она зачастую сравнивается с детскими рисунками.
Изображение из гробницы Рамзеса I в Долине царей (Луксор)
Изображение из гробницы Рамзеса I в. Долине царей (Луксор)
Однако более глубокое знакомство с предметом позволяет сделать вывод, что древнеегипетское искусство во многом гораздо более совершенно, чем то, к которому мы привыкли. Более того, с определенных позиций оно может рассматриваться как достигшее максимального уровня развития.
Здесь необходимо ввести понятия объективного и перцептивного пространства. Перцептивное пространство — это пространство зрительного восприятия, такое, каким мы его видим. В этом пространстве рельсы сходятся в одну точку у горизонта.
В объективном пространстве, напротив, рельсы никогда не сходятся. В этом легко убедиться, если начать двигаться вдоль них. Таким образом, геометрию объективного пространства человек узнает не просто через осмотр, но через практику взаимодействия с предметами.
Рисунок в привычном для нас понимании служит для передачи перцептивного пространства. Например, глядя на этот рисунок, мы понимаем, что на самом деле все окна и арки одинаковые по размеру:
Рисунок с классической линейной перспективой – пример перцептивного пространства
Рисунок с классической линейной перспективой — пример перцептивного пространства
Для передачи же объективного пространства разработано черчение, представляющее собой совокупность специальных методов. Сегодня черчение — это давно устоявшаяся и практически не развивающаяся область знания. Не развивается она потому, что достигла предела возможного, и дальнейшее ее улучшение уже невозможно. Основы современного черчения заложил в конце XVIII века французский ученый Гаспар Монж, и с тех пор над развитием черчения трудилось множество математиков и инженеров.
Гаспар Монж, изобретатель современного черчения (1746-1818)
Гаспар Монж, изобретатель современного черчения (1746–1818)
При чем же тут древнеегипетские рисунки, спросите вы? А при том, что живопись древних египтян представляет собой идеальный образец так называемого художественного черчения. Его ключевая характеристика состоит в том, что древнеегипетские художники пытались передать на плоскости картин не перцептивное (т. е. искаженное) пространство, а объективное, реально существующее, основанное на знании его качеств и свойств.
Потолок с изображением знаков Зодиака в храме богини Хатхор (Дендеры)
Потолок с изображением знаков Зодиака в храме богини Хатхор (Дендеры)
Современное техническое черчение имеет три наиболее характерные особенности:
- использование метода ортогональных проекций;
- использование стандартизированных условно-чертежных приемов;
- использование чертежно-знаковых условностей.
Как я покажу ниже, древнеегипетские художники успешно использовали все эти приемы, причем не в условиях чертежа (как современные инженеры), а для передачи настоящих художественных образов.
1. Метод ортогональных проекций
Этот метод предполагает, что предмет проецируется на три ортогональные плоскости, которые позволяют получить полное представление о его форме:
Применение метода ортогональных проекций в черчении
Применение метода ортогональных проекций в черчении
Для упрощения чертежа (как и рисунка) рекомендуется выбирать ту проекцию (плоскость), при которой наиболее полно передаются характерные геометрические особенности предмета.
Именно этот метод стал основным правилом в живописи Древнего Египта. При изображении фигур человека и животных обычно применяется вид сбоку — как наиболее информативный. При этом поверженные на землю враги изображаются с использованием вида сверху, то есть тоже в наиболее выигрышной и информативной проекции.
Рисунок из гробницы Таусерта / Сетнахта в Долине царей (Луксор)
Рисунок из гробницы Таусерта / Сетнахта в Долине царей (Луксор)
Важное следствие применения данного метода — независимость размеров объекта на плоскости изображения от расстояния до него. То есть два человека одного роста на разном расстоянии будут изображены одинаково.
Данное требование строго регламентировано и применительно к природным объектам. Например, землю можно показать лишь в виде линии, на которой как бы стоят фигуры людей и животных. Если же нужно показать какое-то глубокое пространство, например, пруд или же изображение какой-то площади, окруженной людьми, используется изображение сверху (как на современных картах или планах):
Все фигуры на рисунке изображены применительно к той плоскости, о которой идет речь. Например, в верхней части центром является большая площадь земли, и художник подчеркивает, что люди окружают ее по бокам
Все фигуры на рисунке изображены применительно к той плоскости, о которой идет речь. Например, в верхней части центром является большая площадь земли, и художник подчеркивает, что люди окружают ее по бокам
2. Условно-чертежные приемы
Поскольку древнеегипетский художник вынужден ограничиться для передачи изображения лишь одной проекцией, это приводит его к необходимости использовать целый ряд условно-чертежных приемов, которые позволяют существенно повысить информативность изображения. Точно такой же принцип используется в современных чертежах, которые буквально изобилуют этими приемами.
Один из наиболее часто используемых приемов — это использование условных поворотов плоскостей и проекций. Например, вся деталь может быть показана спереди, а одна из ее частей в условном повороте сбоку.
Рисунок и условный чертеж якоря, показывающий, как объемный предмет может быть передан на плоскости
Рисунок и условный чертеж якоря, показывающий, как объемный предмет может быть передан на плоскости
Именно этот прием, широко распространенный в современном техническом черчении, художники Древнего Египта использовали для изображения людей. В качестве основной проекции выступает вид сбоку, однако плечи и верхняя часть туловища передаются так, как будто это вид спереди, для увеличения информативности.
Изображение из гробницы Рамзеса I (Долина царей, Луксор)
Изображение из гробницы Рамзеса I (Долина царей, Луксор)
Данный прием использовался очень широко, однако его применение было осмысленным — так, если изображалась трудовая деятельность человека, в которой главное — процесс, выполняемый близко сдвинутыми руками, то разворот плеч был неуместен и не отображался на рисунке.
Следующий условно-чертежный прием — это разрезы. Как и использование условных поворотов проекций, цель разрезов — повысить информативность рисунка. В современном черчении это также один из широко распространенных приемов, позволяющих получить детальную информацию об объекте. Этот прием очень активно использовали древние египтяне:
Помещение, где находится бог Хнум (с головой барана), изображено в разрезе
Помещение, где находится бог Хнум (с головой барана), изображено в разрезе
Древнеегипетские художники могли показать в разрезе не только архитектурные объекты (например, дом), но и, скажем, корзину или горшок.
Метод ортогональных проекций в чистом виде приводит к затруднениям, если надо показать, к примеру, двух сидящих рядом людей — например, фараона и его супругу, принимающих какие-то делегации. При виде сбоку передний человек будет полностью загораживать второго. Чтобы этого избежать, использовался прием условного сдвига, при котором один из объектов сдвигался относительно другого:
Богиня Маат обнимает крыльями бога Птаха
Богиня Маат обнимает крыльями бога Птаха
В современном техническом черчении сдвиг также является одним из узаконенных приемов и используется чрезвычайно широко.
Развертка — еще один условно-чертежный прием, используемый и в современном черчении, и древними египтянами. Разверткой называют изображение не предмета, а заготовки, из которой изготовлен предмет путем сгибания.
Поклажа изображена в разверстке
Поклажа изображена в развертке
Если зритель понимает, что это развертка, то это изображение будет для него чрезвычайно информативным, поскольку он сможет увидеть объект со всех сторон.
Последний прием, который хотелось бы выделить, это использование разного масштаба для подчеркивания важности тех или иных объектов. В современных чертежах всегда есть детали, которые выполнены в разных масштабах: более важное изображается крупнее, малосущественное — в уменьшенном виде.
Морские животные изображены в гораздо более крупном масштабе, чем в реальности
Морские животные изображены в гораздо более крупном масштабе, чем в реальности
Разномасштабность широко использовалась и в древнеегипетском изобразительном искусстве. Она позволяла передать как иерархию изображенных на рисунке людей, так и в принципе улучшала композицию. Например, если попытаться изобразить в одном масштабе и рыб, и корабли, получилось бы, что рыбы очень маленькие и их не видно.
Фигуры быков показаны в уменьшенном масштабе
Фигуры быков показаны в уменьшенном масштабе
3. Чертежно-знаковые условности
Современные чертежи изобилуют условными знаками, которые используются для ускорения чтения чертежа и упрощения восприятия. Например, есть условные знаки для обозначения гайки, винта, шестеренки и пр.
Древнеегипетское искусство также изобилует знаками. Например, у идущего человека ступни нередко изображены одинаково и на обеих ступнях виден большой палец. Это — не свидетельство примитивизма и непонимания художником человеческой анатомии, а совершенно осмысленное использование знака ноги для изображения идущего человека. Со знаковой точки зрения обе ноги полностью эквивалентны и выполняют одну функцию.
Обратите внимание, например, на то, как изображен большой палец на разных ступнях
Обратите внимание, например, на то, как изображен большой палец на разных ступнях
Подобных примеров можно привести очень много. Например, условный знак применяется для изображения кистей рук. Цвета также подвержены стандартизации — так, например, мужские фигуры всегда передаются более темными, чем женские.
Таким образом, чтобы понять особенности передачи пространства и трехмерных объектов в древнеегипетском искусстве, нужно отказаться от представления о правильности только перспективных изображений, которым нас учат в школе. Чертеж и изображение с перспективой — два абсолютно полярных, но при этом одинаково обоснованных способа передачи изображения, каждый из которых имеет свои преимущества.
Безусловно, искусство, основанное на методе ортогональных проекций, выглядит очень странно для нас, однако это не означает, что оно является примитивным или ущербным. Более того, если оценивать рисунок с точки зрения передачи объективного пространства, то древнеегипетские изображения оказываются практически совершенными — как и современные инженерные чертежи.
В этой связи может возникнуть вопрос: как так получилось, что древние египтяне еще 5 000 лет назад разработали в своем искусстве приемы, до которых современное черчение дошло лишь в середине XX века. Уверен, что здесь вновь мы сталкиваемся с одним из подтверждений теории палеоконтакта, о которой я много писал ранее.
Заинтересовавшимся данной темой могу порекомендовать книгу выдающегося советского ученого — академика, стоящего у истоков советского ракетостроения — Бориса Раушенбаха. Книга называется «Геометрия картины и зрительное восприятие», и именно на ней основана данная статья. Заниматься вопросами изображения Борис Раушенбах стал из-за того, что область его научных интересов была связана с задачей обеспечения ручной стыковки огромных модулей в открытом космосе. Ручная стыковка предполагает получение космонавтом объективного изображения происходящего вокруг, поэтому ученый и начал изучать разные подходы к данному вопросу.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия